Все знают предание о том, что во время Крещения Господня Иордан повернул своё течение вспять.
⠀
Зачем он это сделал? Лучший способ узнать это – спросить у самого Иордана. В службе праздника есть одна стихира, где автор так и делает: «Что возвращаеши твоя воды, о Иордане?» И река ему отвечает: «Яко не обыкох Чистаго измывати, ни навыкох безгрешнаго отирати».
⠀
Т.е. он как бы стесняется и считает себя недостойным.
⠀
Я тоже испытывал подобные чувства.
⠀
Когда я учился в Германии, однажды в коридоре я встретил своего ректора. Он долго меня расспрашивал, а потом предложил: «Давай зайдем к тебе в комнату - покажешь, как ты живешь». И тут я начал: «Ой, ну что Вы, у нас не убрано, и угостить нечем». В общем, не пошел он к нам. Когда об этом узнали мои ребята, они сказали: «Дима – ты дурак. Ты правда думал, что это ты ему оказываешь честь своим приемом, а не он тебе своим приходом?»
⠀
Так же думал Предтеча, отказывая Христу в крещении.
⠀
Так же думают некоторые прихожане, рассуждая о Причастии. И поворачивают вспять от Чаши, ибо они недостойны.
⠀
И в Крещении Господнем, и в Причастии – все выглядит так, как будто Бог погружается в Иордан или в человека.
⠀
Но погружения бывают разные. Можно погрузиться как губка – чтобы напитаться водой. А можно погрузиться как чайный пакетик – чтобы все вокруг сделать чаем. Именно так делает Бог – Он ничего не берет от мира, а является ему, наполняя Собою. Поэтому второе название праздника – Богоявление.
⠀
Глупый, глупый Иордан! Он думал, что Бог погружается в него. А на деле вышло, что это он погрузился в Бога.
⠀
С праздником!
⠀
P.S. На картинке фрагмент иконы с персонифицированным изображением Иордана, «убегающего» от Христа.
⠀
#blogoslovie